Стремительное
развитие информационно коммуникационных технологий (ИКТ) и их проникновение во
все сферы жизни общества требует не просто повышения уровня компьютерной
грамотности выпускников техникума, а формирования информационной компетенции
студента. Что обеспечивает равноправное участие специалиста в глобальном
информационном сообществе, способствует расширению возможностей
трудоустройства, продвижению по службе, улучшению материального благосостояния
и, в конечном счете, более динамичному развитию экономики страны.
По новым стандартам образования при овладении профессий у
студентов должны формироваться информационно-коммуникационные компетенции.
Знания, умения и навыки по информатике, необходимые для изучения других
общеобразовательных предметов, для их использования в ходе изучения специальных
дисциплин профессионального цикла, в практической деятельности и повседневной
жизни. ИКТ компетентность проявляется, прежде всего, в деятельности при решении
различных задач, которые могут быть решены с привлечением компьютера, средств
телекоммуникаций, Internet и т.д.
На мой можно сформулировать три основных аспекта
рационального применения Интернет в системе образования РФ:
─ разработка гипертекстовых
учебно-методических пособий с учетом реальных технических возможностей
студента;
─ разработка лабораторных
практикумов удаленного доступа для инженерных специальностей;
─ разработка технологической
среды для системы дистанционного или открытого образования
Рассмотрим один из
возможных подходов к методическому и программно-техническому построению
электронного учебника - гипертекстовый вариант учебного пособия. В настоящее
время существует множество различных и, порой, взаимоисключающих мнений по
вопросу о том, как должен выглядеть электронный (компьютерный) учебник.
Электронный учебник – это
автоматизированная обучающая система, включающая в себя дидактическое,
методическое обеспечение, информационно справочные системы, для использования
их в процессе самостоятельного изучения учебного материала по соответствующей
дисциплине. Необходимо сразу оговориться,
что под гипертекстовым учебником (ГУ) будет пониматься обычный по содержанию
учебник, представленный в электронном виде для представления в сети Интернет.
В настоящее время создано и
успешно применяется несколько десятков программных продуктов, позволяющих
эффективно создавать самые сложные современные проекты гражданских и
промышленных зданий. САПР AutoCAD, является в настоящее время, наиболее
популярной программой автоматизированного проектирования.
Студенты нашего техникума
выполняют множество чертежей по строительной специфике в САПР AutoCAD. Работа в программе позволяет студентам
выполнять высококачественные чертежи курсовых и дипломных проектов. Умение
работать в данной программе является неотъемлемой частью для формирования
информационных компетенций и
профессионально компетентного студента. Поэтому появилась идея создания
учебника именно по изучению программы AutoCAD. К созданию учебника были
привлечены и сами студенты.
Обычные учебники в бумажном
варианте по изучению данной программы достаточно большие и громоздкие, и тяжелы
для понимания непрофессиональному пользователю. Современная молодёжь увлекается
информационными технологиями, поэтому им легче, нагляднее и приемлемее учебные материалы в электронном виде.
Электронный
учебник помогает студенту достаточно быстро освоить работу с инструментами в
программе AutoCAD. Суть её состоит в том, что программа осваивается
последовательными шагами в том порядке, в котором пользователю доступнее и
легче изложение материала. Начиная с теоретических сведений до контроля своих
знаний. Вся информация систематизирована. Учебник построен так, что он
вовлекает студента в учебный процесс, делая её максимально понятным и наглядным
(слуховая и эмоциональная память, зрительная память).
─ Цели, поставленные перед
разработчиками учебника:
─ Компьютерная визуализация
учебного материала по программе AutoCAD;
─ Достигнуть простоты
навигации по учебнику, используя ссылки и кнопки;
─ Наглядность материала,
удобочитаемость;
─ Системность учебного
материала
─ Полнота компонентного
состава;
─ Возможность активного, интерактивного освоения учебного материала, а
также в дистанционном обучении;
─ Функциональность – в
комплексе должны достигаться все поставленные цели педагогом;
Всю работу над электронным
учебником можно разбить на несколько шагов. На начальном этапе сбор
электронного материала из УМК по дисциплине – конспекты лекций, методические
указания к практическим работам, к самостоятельной работе, вопросы к зачёту,
образцы отчётных работ и т.д.
На следующем этапе нашей
работы создали структуру (содержание) электронного учебника.
На следующих этапах
создание материала с использованием ИКТ технологий в формате HTML. (MS publish,
Word, PowerPoint, FrontPage и т.д.). Представление материала
гипертекстового учебника осуществляется с помощью языка разметки текстовых
документов HTML и его вариантов, языка программирования JAVA-Script и некоторых
других WEB-технологий. В рамках HTML реализуется, в основном, представление
необходимой студенту информации в виде, удобном для ее усвоения. Использование
JAVA-Script позволяет разнообразить и "оживить" представление Создание
системы навигации по учебнику, ссылки, кнопки и т.д.
При чтении лекции
преподавателю удобно использовать раздел электронного учебника -
теоретические сведения, в результате
которой преподноситься большая порция теоретического материала с лучшей
степенью усваиваемости.
Разработка комплекса
упражнений на умения и навыки. Для усвоения теоретических сведений и
формирования умений и навыков работы программе AutoCAD предусмотрены
практические работы. Для максимального
облегчения понимания, запоминания и самоподготовки предназначены видеоуроки и
тренировочные упражнения, где студенты
по указаниям чертят геометрические примитивы. Предлагаемые
тренировочные упражнения представляют собой файлы с расширением .dwg. Для
их успешного выполнения необходимо, чтобы на ПК была установлена программа
AutoCAD версии 2006 выше
Данный электронный учебник можно использовать
как во время учебных занятий, а так же и для внеаудиторной самостоятельной
работы.
Кроме этого,
полноценный учебный процесс невозможен без интерактивных средств контроля и
обучения. Для закрепления своих умений и навыков предусмотрена самостоятельная
работа студента. Задания для самостоятельной работы предложены в 16 вариантах
по аналогии чертежам, выполняемых студентами техникума при изучении специальных
дисциплин. Многовариантность помогает обеспечивать индивидуальную
самостоятельную работу студента в подгруппах. В любой момент работы
студент может обратиться к теоретическому материалу по возникшим
вопросам. Для наглядности к самостоятельным работам прикреплены образцы чертежей.
Для
проверки знаний предлагается выполнить тестирование в программе ADTester,
предварительно её необходимо установить.
Преимущества электронного
тестирования:
─ Более быстрый и надёжный
способ обработки результатов;
─ Экономия времени и сил
преподавателя;
─ Возможность более
наглядного представления вопросов (схемы, рисунки, диаграммы)
─ Все учащиеся при
тестировании находятся в равных условиях, что позволяет объективно сравнить их
достижения
Для контроля знаний в
тестах использовались вопросы с разной постановкой:
─ С выбором одного
правильного ответа;
─ С выбором нескольких
правильных ответов;
─ Установка правильной
последовательности;
─ Установка соответствий
─ Ввод ответа с клавиатуры
В конце хочется отметить,
что на начальном этапе изучения программы AutoCAD применение данного
электронного учебника не означает вытеснение педагога из учебного процесса. Он
эффективен только при совместной деятельности педагога и студента. Может служить для повторения материала
спустя месяцы и годы, и применения её в
своей профессиональной деятельности. Всегда под рукой. Данный учебник предназначен для студентов
техникума, обучающихся по строительным специальностям. Он используется
для выполнения чертежей во время курсового и дипломного проектирования. Учебник
может быть полезен для изучения программы AutoCAD любому пользователю.
Создание и использование электронного учебника
достаточно интересная и творческая работа. По этой аналогии можно создать
электронные учебники по разным учебным
дисциплинам, делая учебный процесс более наглядным, интересным, легко
воспринимаемым с помощью ИКТ ресурсов и возможностью их использования в
дистанционном обучении.
|