Четверг, 02.05.2024, 17:25
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Сайт преподавателя Михопаровой Ольги Валерьевны

Меню сайта
Категории раздела
Презентации к урокам [9]
Разработки уроков [7]
Рабочие програмы [8]
Методические рекомендации по педагогическим технол [5]
Метдические указания к практическим занятиям [3]
Творческие группы педагогов, планы, отчеты [11]
Работы студентов [7]
Методические рекомендации для самостоятельной работы студента [4]
Доклады, статьи [9]
Вход на сайт
Поиск
Ссылки на сайты
СПОО ЧР
ГАПОУ ЧР "ЧТСГХ"
Интернет-сообщество Профобразование





Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов

Главная » Файлы » Рабочие програмы

Информатика и ИКТ
[ Скачать с сервера (96.7 Kb) ] 16.04.2014, 13:49

 

 

БОУ Чувашской Республики СПО «ЧТСГХ»

Минобразования Чувашии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины

 

Информатика и ИКТ

 

Для специальностей технического профиля

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чебоксары 2013г.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Пояснительная записка

4

2. Тематический план

6

3. Содержание учебной дисциплины

8

4. Требования к результатам обучения

11

5. Самостоятельная работа студентов

      5.1. планируемая самостоятельная работа

      5.2. примерная тематика рефератов

5.3. примерная тематика учебных проектов

12

12

14

16

6. Контрольные вопросы по материалам разделов (тем)

17

7. Список литературы

      7.1. основная

      7.2. дополнительная

7.3. словари

 

19

19

19

19

 

 

 

 

1  ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Рабочая программа учебной дисциплины «Информатика и ИКТ»  предназначена для изучения информатики и информационно-компьютерных технологий  в учреждениях среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена. 

Согласно «Рекомендациям по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180) информатика и ИКТ  изучается в  учреждениях начального профессионального образования (далее – НПО) и среднего профессионального образования (далее – СПО) с учетом профиля  получаемого профессионального образования.

При получении специальностей СПО технического профиля обучающиеся изучают информатику как базовый учебный предмет в объеме 95 часов  (из них 60 часов практические занятия),  максимальная нагрузка на изучение предмета – 142 часа.

Промежуточная аттестация устанавливается в форме дифференцированного зачёта (2 семестр).

Рабочая программа ориентирована на достижение следующих   целей:

·     освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;

·     овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом ИКТ, в том числе при изучении других дисциплин;

·     развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;

·     воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;

·     приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.

Основу рабочей программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта  среднего (полного) общего образования базового уровня.

Содержание  программы представлено пятью темами:

– информационная деятельность человека;

– информация и информационные процессы;

– средства информационно-коммуникационных технологий;

– технологии создания и преобразования информационных объектов;

– телекоммуникационные технологии.

Каждая тема  включает теоретический и практико-ориентированный материал, реализуемый в форме  практических занятий с использованием средств ИКТ.

Содержание рабочей программы структурировано на основе компетентностного подхода. При  освоении учебной программы у обучающихся формируется информационно-коммуникационная компетентность – знания, умения и навыки по информатике, необходимые для изучения других общеобразовательных предметов, для их использования в ходе изучения специальных дисциплин профессионального цикла, в практической деятельности и повседневной жизни.

В соответствии с этим у обучающихся развиваются и совершенствуются компетенции:

  • ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
  • ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество
  • ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
  • ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
  • ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
  • ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
  • ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результаты выполнения заданий.
  • ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
  • ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
  • ОК 10. Знать правила техники безопасности, нести ответственность за организацию мероприятий по обеспечению безопасности труда.

Практические занятия  обеспечивают формирование у обучающихся умений самостоятельно и избирательно применять различные средства ИКТ, включая дополнительное цифровое оборудование (принтеры, графические планшеты, цифровые камеры, сканеры и др.),  пользоваться  комплексными способами представления и обработки информации, а также  изучить  возможности использования ИКТ для профессионального роста.

Для проверки знаний студентов следует проводить рубежный контроль: тестирование или контрольные работы. Форму и сроки проведения контроля по дисциплине необходимо указать в календарно- тематическом плане.

В рабочей программе предусмотрена самостоятельная работа студента, проводимая под руководством преподавателя: это может быть работа над проектом группы студентов, выполнения индивидуального творческого задания, поиск информации на заданную тему и др. Сроки выполнения рефератов и проектов в большей степени зависят от содержания, целей и задач работы и меняются от недели до месяца. Результаты работы студентов должны поэтапно фиксироваться, а итоговые - оцениваться. Подготовка студентов, поступающих в учебное заведение, различна, что предполагает необ­ходимость использования на уроках и в самостоятельной работе студентов индивидуальных заданий.

Рабочая программа может использоваться другими образовательными учреждениями среднего профессионального образования, реализующими образовательную программу среднего (полного) общего образования.

 

 

 

2  ТЕМАТИЧЕСКИЙ   ПЛАН

 

 

 

п/п

 

 

Разделы и темы

Максим. учебная нагрузка студента (час.)

Количество аудиторных часов для очной формы  обучения

Часы на самостоят внеауд. работу студента

всего

на самост. аудиторн.

работу

 

Введение

2

2

1

 

  1.  

Раздел 1. Информационная деятельность человека

 

Тема 1.2. Правовые нормы, относящиеся к информации, правонарушения  в  информационной  сфере,  меры  их  предупреждения.

4

 

 

4

 

 

 

2

 

 

2

1

 

 

1

2

 

 

2

  1.  

Раздел 2. Информация и информационные процессы

 

Тема 2.1. Подходы к понятию информации и измерению информации.

 

Тема 2.2. Логические функции и схемы – основа элементной базы.

 

 

Тема 2.3. Алгоритмы и способы их описания.

 

Тема 2.4. Программный принцип работы компьютера.   Компьютер как исполнитель команд.

66

 

 

 

10

 

4

 

 

 

16

 

 

36

44

 

 

 

6

 

2

 

 

 

8

 

 

28

16

 

 

 

1

 

1

 

 

 

4

 

 

10

 

 

22

 

 

 

4

 

2

 

 

 

8

 

 

8

  1.  

Раздел 3. Средства ИКТ

 

Тема 3.1. Состав персонального компьютера

 

Тема 3.2. Программного обеспечения компьютеров.

 

10

 

4

 

 

6

6

 

2

 

 

4

3

 

1

 

 

2

4

 

2

 

 

2

 

 

 

 

 

п/п

 

 

Разделы и темы

Максим. учебная нагрузка студента (час.)

Количество аудиторных часов для очной формы  обучения

Часы на самостоят внеауд. работу студента

всего

на самост. аудиторн.

работу

  1.  

Раздел 4. Технологии создания и преобразования информационных объектов

 

Тема 4.1. Возможности текстового процессора, настольных издательских систем: создание, организация и основные способы преобразования (верстки) текста.

 

Тема 4.2. Представление о программных средах компьютерной графики и черчения, мультимедийных средах.

 

Тема 4.3.  Технологии работы с информационными структурами – электронными таблицами и базами данных.

 

50

 

 

 

 

16

 

 

 

 

18

 

 

 

16

36

 

 

 

 

12

 

 

 

 

12

 

 

 

12

 

12

 

 

 

 

4

 

 

 

 

4

 

 

 

4

 

14

 

 

 

 

4

 

 

 

 

6

 

 

 

4

  1.  

Раздел 5. Телекоммуникационные технологии

 

Тема 5.1. Представления о технических и программных средствах телекоммуникационных технологий.

Виды компьютерных сетей

10

 

 

10

5

 

 

5

 

 

1

 

 

1

5

 

 

5

 

 

Итого:

142

95

34

47

 

 

3   СОДЕРЖАНИЕ  УЧЕБНОЙ  ДИСЦИПЛИНЫ

 

Введение

Роль информационной деятельности в современном обществе: экономической, социальной, культурной, образовательной сферах.

 

Раздел 1. Информационная деятельность человека

1.1. Правовые нормы, относящиеся к информации, правонарушения  в  информационной  сфере,  меры  их  предупреждения.Виды профессиональной информационной деятельности человека с использованием технических средств и информационных ресурсов (в соответствии с техническим направлением профессиональной деятельности). Стоимостные характеристики информационной деятельности. Правовые нормы, относящиеся к информации, правонарушения  в  информационной  сфере,  меры  их  предупреждения. Основные этапы развития информационного общества. Этапы развития технических средств и информационных ресурсов.

 

Раздел 2. Информация и информационные процессы

2.1. Подходы к понятию информации и измерению информации. Информационные объекты различных видов.  Универсальность дискретного (цифрового) представления информации. Представление информации в двоичной системе счисления.

Практическое занятие. Измерение информации.

Практическое занятие. Представление информации в различных системах счисления.

2.2. Принципы обработки информации компьютером. Арифметические и логические основы работы компьютера. Алгебра высказываний. Основные логические операции: "и", "или", "не". Таблицы истинности. Сложные высказывания. Построение таблиц истинности сложных высказываний. Решение логических задач с помощью алгебры высказываний и таблиц истинности

2.3. Алгоритмы и способы их описания. Понятие об алгоритме. Свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов. Основные алгоритмические структуры (линейная, разветвляющаяся, циклическая). Построение алгоритмов методом последовательной детализации. Решение задач на составления линейных, разветвляющихся, циклических алгоритмов.

Практическое занятие. Структуры алгоритмических конструкций. Составление алгоритмов линейной, разветвляющейся и циклической структуры.

Практическое занятие. Составление алгоритмов линейной, разветвляющейся и циклической структуры.

2.4. Компьютер как исполнитель команд. Программный принцип работы компьютера.  Языки программирования. Примеры компьютерных моделей различных процессов.

Этапы решения задачи на ЭВМ: построение модели, составление алгоритма, проведение компьютерного эксперимента и анализ результатов.

Основные элементы программирования: алфавит, операторы, переменные, константы. Структура программы. Атрибуты переменной: имя, тип, значение. Правила записи арифметических  выражений. Стандартные функции. Операторы языка программирования. Графический режим.

Практическое занятие. Среда программирования. Операторы ввода и вывода.  Числовые функции в выражениях.

Практическое занятие. Составление, тестирование и отладка программ линейной структуры. Тестирование готовой программы.

Практическое занятие. Составление, тестирование и отладка разветвляющихся программ.

Практическое занятие. Составление, тестирование и отладка программ с циклической структуры.

Практическое занятие. Графический режим. Графические операторы языка программирования.

Практическое занятие. Организация движения в графическом режиме.

 

Раздел 3. Средства информационных и компьютерных технологий

3.1.  Состав персонального компьютера. Архитектура компьютеров. Основные характеристики компьютеров. Многообразие компьютеров. Многообразие внешних устройств, подключаемых к компьютеру. Персональный компьютер –  система электронных устройств для автоматизации создания, хранения, обработки и передачи информации. Виды, назначение и характеристики  основных устройств передачи, обработки, хранения информации. Разрешающая способность монитора, тактовая частота процессора; матричный, струйный, лазерный принтеры, способы печати. Устройства ввода информации: клавиатура, мышь. Основные блоки клавиш, их назначение и обозначения.

3.2. Виды программного обеспечения компьютеров. Программное обеспечения и его классификация: системные программы, прикладные программы, инструментальные средства. Виды системных программ: операционные системы, программы – оболочки, драйверы. Основные функции операционных систем. Графические и неграфические операционные системы их принципиальные отличия. Операционная система WINDOWS. Процесс загрузки операционной системы. Требования к имени файла, короткое и длинное имя файла.

 Примеры комплектации компьютерного рабочего места в соответствии с целями его использования для различных направлений профессиональной деятельности (в соответствии с направлениями технической профессиональной деятельности).

Практическое занятие. Операционная система. Графический интерфейс пользователя. Стандартные программы.

Раздел 4. Технологии создания и преобразования информационных объектов

4.1. Возможности текстового процессора: создание, редактирование и форматирование  текста. Назначение и возможности средств текстового редактора. Интерфейс текстового редактора. Порядок работы с командами меню и панелями инструментов. Справочная система текстового редактора. Правила ввода и редактирования текста. Способы форматирования документов. Файловые операции: сохранение, загрузка, печать .документа, создание копии документа. Приемы работы с графическими объектами.

Практическое занятие. Форматирование символов: шрифты, интервалы, эффекты.

Практическое занятие: Форматирование абзаца: отступы, интервалы.

Практическое занятие: Форматирование страницы: колонки, колонтитулы, номера страниц.

Практическое занятие: Создание схем и графических объектов с помощью  автофигуры, надписи, фигурный текст, группировка.

Практическое занятие: Создание и редактирование таблиц.

 

4.2. Представление о программных средах компьютерной графики и черчения, мультимедийных средах. Многообразие специализированного программного обеспечения и цифрового оборудования для создания графических и мультимедийных объектов. Аудио- и видеомонтаж с использованием специализированного программного обеспечения.

Практическое занятие. Создание интерактивной презентации  из различных предметных областей.

Практическое занятие. Приемы работы в графическом редакторе

 

Практическое занятие.. Создание презентации с использованием различных объектов, анимации

Практическое занятие. Видеомонтаж в программе Movie Maker

4.3. Технологии работы с информационными структурами – электронными таблицами и базами данных. Возможности динамических (электронных) таблиц. Математическая обработка числовых данных в электронных таблицах MS Excel. Создание базы данных в электронных таблицах, фильтрация, сортировка и поиск информации.

 

Практическое занятие. Формат ячейки, ввод и редактирование данных.

Практическое занятие. Функции автозаполнения.

Практическое занятие. Решение прикладных задач. Вычисления по формулам в электронных таблицах.

Практическое занятие. Использование электронных таблиц для построения графиков функций.

Практическое занятие. Фильтрация и сортировка базы данных в электронных таблицах

Раздел 5. Телекоммуникационные технологии

5.1. Представления о технических и программных средствах телекоммуникационных технологий. Интернет-технологии, способы и скоростные характеристики подключения, провайдер. Возможности сетевого программного обеспечения для организации коллективной деятельности в глобальных и локальных компьютерных сетях: электронная почта, чат, видеоконференция, Интернет-телефония.

 

Практическое занятие. Браузер. Поиск информации на образовательных порталах. Участие в он-лайн конференции, анкетировании, конкурсе, олимпиаде или тестировании.

 

 

 

 

  1. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ  ОБУЧЕНИЯ

 

В результате изучения учебной дисциплины «Информатика и ИКТ» обучающийся должен:

знать/понимать

  • различные подходы к определению понятия «информация»;
  • методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный. Знать единицы измерения информации;
  • назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей);
  • назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы;
  • использование алгоритма как способа автоматизации деятельности;
  • назначение языков программирования;
  • назначение и функции операционных систем;

уметь

  • оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
  • распознавать информационные процессы в различных системах;
  • использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;
  • реализовывать и тестировать простейшие программы на языке программирования;
  • осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей;
  • иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
  • создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые;
  • просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных;
  • осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и пр.;
  • представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.);
  • соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • эффективной организации индивидуального информационного пространства;
  • автоматизации коммуникационной деятельности;
  • эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности;
  • развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности;

 

 

 

5. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

  1. ПЛАНИРУЕМАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

 

раздела

 

Вид, название и краткое содержание задания

Часы, планируемые на самостоятельную работу

 

Форма отчетности

аудиторные

внеаудиторные

1

2

3

4

5

Введение

Роль информационной деятельности в современном обществе

1

 

 

Раздел 1.

 

Тема 1.1.

 

 

 

 

 

Подготовить сообщения на тему: Информационные ресурсы общества. Образовательные информационные ресурсы. Лицензионные и свободно распространяемые программные продукты

1

 

 

1

 

 

 

 

2

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

доклад

 

 

 

 

Раздел 2

 

Тема 2.1.

 

 

 

Тема 2.2.

 

 

Тема 2.3.

 

 

Тема 2.4.

 

 

Решение задач на вычисление физического объема информации и представления  информации в различных системах счисления

Решение задач на составление таблиц истинности сложных высказываний

Решение задач на составление алгоритмических конструкций

Составление и отладка программ на языке программирования

16

 

2

 

 

 

1

 

 

4

 

 

9

22

 

4

 

 

 

2

 

 

8

 

 

8

 

 

Разбор решения

 

 

Разбор решения

 

блок-схемы решения задач

проектная работа

 

Раздел 3.

Тема 3.1.

 

 

Тема 3.2.

 

Сообщение на тему: Многообразие компьютеров.

Сообщение на тему: Лицензионные и свободно распространяемые программы

3

 

1

 

 

1

4

 

2

 

 

2

 

 

реферат

 

 

реферат

 

Раздел 4.

 

Тема 4.1.

 

 

 

Тема 4.2.

 

 

 

 

 

 

 

Тема 4.3.

 

Редактирование и форматирование текста. Возможности настольных издательских систем.

Создание презентаций с использованием видео сюжетов и звукового сопровождения. Создание мультипликации в среде Power Point. Компьютер и музыка: создание звуковой записи. Компьютер и видео: создание видеоролика. Музыкальная открытка

Возможности динамических (электронных) таблиц.Математическая обработка числовых данных в электронных таблицах MS Excel

 

12

 

4

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

4

14

 

4

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

проектная работа

 

 

 

проектная работа

 

 

 

 

 

проектная работа

 

Раздел 5.

 

Тема 5.1

 

Телекоммуникации: конференции. Методы и средства создания и сопровождения сайта

1

 

1

5

 

5

 

проектная работа

 

ВСЕГО:

34

47

 

 

 

 

 

7  СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

7.1. Основная:

  1. Цветкова М.С., Великович Л.С. Информатика и ИКТ. Учебник. Начальное и среднее образование. [Текст] – Издательский центр: "Академия ", 2013.
  2. Н.Е. Астафьева, С.А. Гаврилова, М.С. Цветкова. Информатика и ИКТ: практикум для профессий и специальностей технического и социально-экономического профилей: учебное пособие для нач. и сред. Проф. образования-М.: Издательский центр «Академия», 2013 г.
  3. Струмпэ  Н.В. Оператор ЭВМ. Практические работы - М.., 2008

 

7.2. Дополнительная:

  1. И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер. Информатика и ИКТ. Базовый курс: учебник для 10-11 классов / - 4-е изд., испр. [Текст] - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
  2. Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика. Учебник 10-11 кл. [Текст]  – М., 2010.
  3. Уваров В.М., Силакова Л.А., Красникова Н.Е. Практическое занятие по основам информатики и вычислительной техники: учеб. пособие. [Текст]  – М., 2009.
  4. Угринович Н.Д. Практическое занятие по информатике и информационным технологиям 10–11 кл. [Текст] – М., 2010.
  5. Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебник 10–11 кл. [Текст] – М., 2009.
  6. Залогова Л.А. Компьюрная графика. Практическое занятие. Учебное пособие. Элективный курс. [Текст]  – М., 2008
  7. Макарова Н.В. Информатика и ИКТ. Подготовка к ЕГЭ. [Текст] - Питер,2008
  8. Монахов М.Ю. Создаем школьный сайт. Элективный курс. Практическое занятие. [Текст] – М., 2008.
  9. Монахов М.Ю. Учимся проектировать на компьютере. Элективный курс. Практическое занятие. [Текст] – М., 2009.
  10. Усенков Д.Ю. Уроки WEB-мастера. [Текст] – М., 2010.

 

7.3.Интернет-ресурсы

  1. http://www.klyaksa.net

 Информационно-образовательный портал по информатике

  1. http://inf.1september.ru 

Журнал «Информатика».  Издательский дом "Первое сентября"

  1. http://www.metod-kopilka.ru    

  методические и информационные средства для студентов и преподавателей СПО и НПО.

  1. http://www.infoznaika.ru 
  2. Всероссийская игра конкурс по информатике «Инфознайка»

 

 

Категория: Рабочие програмы | Добавил: Sova
Просмотров: 884 | Загрузок: 37 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: