РОЛЬ ИНТЕГРИРОВАННЫХ УРОКОВ
ИНФОРМАТИКИ И МАТЕМАТИКИ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ СПО.
Сведения об авторах:
Михопарова Ольга Валерьевна – преподаватель высшей категории, БОУ Чувашской Республики СПО «ЧТСГХ» Минобразования Чувашии, г Чебоксары.
e-mail::Olga_Semenova@bk.ru
Степанова Екатерина Владимировна - преподаватель, БОУ Чувашской Республики СПО «ЧТСГХ» Минобразования Чувашии, г Чебоксары.
e-mail: Rostova1979@mail.ru
Аннотация
По новым стандартам образования ФГОС СПО при овладении профессий у студентов должны формироваться информационно-коммуникационные компетенции. Знания, умения и навыки по информатике, необходимы для изучения других общеобразовательных предметов, для их использования в ходе изучения специальных дисциплин профессионального цикла, в практической деятельности и повседневной жизни.
Статья
Современное образование немыслимо без применения компьютерных технологий. Они позволяют моделировать явления и процессы, осваивать теоретический материал, осуществлять контроль уровня знаний и умений студентов.
Поэтому целесообразно в теории и практике обучения использовать интеграцию учебных дисциплин, которая позволяет обучающимся достигать межпредметных связей и обобщений, понимания информационной картины мира. Также обеспечивает формирование у студентов умений самостоятельно и избирательно применять различные средства ИКТ, пользоваться комплексными способами представления и обработки информации, а также изучить возможности использования ИКТ для профессионального роста, что способствует расширению возможностей трудоустройства и формированию конкурентноспосбного и компетентного выпускника техникума.
Это особенно важно для преподавания информатики и ИКТ, при изучении которой рассматриваются различные модели математических, физических, химических, экологических, экономических и других реальных объектов, процессов и явлений. Потребность в синтезе научных знаний обусловлена все увеличивающимся количеством комплексных проблем, решение которых возможно лишь с привлечением знаний из различных отраслей науки. Ставится вопрос о формировании нового, интегрированного способа мышления, характерного и необходимого для современного человека. Интегрированные уроки предполагают комплексное использование знаний из разных предметных областей. В своей практике мы используем разные комбинации интеграции дисциплин: информатика и математика, информатика и физика, физика и математика и т.д. Именно на таких уроках очень хорошо прослеживаются межпредметные связи.
Интегрированные уроки информатики с другими предметами обладают ярко выраженной прикладной направленностью и вызывают познавательный интерес учащихся в разных областях наук, а преподавателю оценить динамику формирования знаний, умений и ИКТ - компетенций, а так же готовность студентов к профессиональному и творческому росту, отношения к окружающему миру. По опыту работы математика лучше интегрируются в процессе обобщения, закрепления и повторения пройденного материала.
В результате при проведении интегрированных уроков с использованием ИКТ технологий должны формироваться следующие умения, знания и общие компетенции, которые формируют профессиональные компетенции.
Умения:
-
распознавать информационные процессы в различных системах;
-
использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;
-
осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей;
-
иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
-
создавать информационные объекты сложной структуры;
-
представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.);
-
уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
Знания:
-
назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, компьютерных сетей);
-
назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы;
-
использование алгоритма как способа автоматизации деятельности;
Общие компетенции:
-
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
-
Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
-
Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
-
Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
-
Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
-
Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
-
Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.
-
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
-
Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.
Формирования знаний у студентов на интегрированных уроках математики и информатики происходит на примерах решения задач и создания их информационных моделей. Обучение соответствует стилю развивающего, проблемного обучения, активизирующего у обучаемых умения анализировать, сопоставлять, и строить свои собственных выводы.
В начале занятия повторение пройденного теоретического курса и определения уровня подготовленности студентов к выполнению практических заданий проводится фронтальный устный опрос по обеим дисциплинам. Для самоконтроля и закрепления знаний и умений студентов имеются задания для самостоятельной работы. При изучении тем эффективным является объяснительно - иллюстративный и поисковый метод, на котором используются такие виды работы, как выполнение задания по образцу; самостоятельная работа. Мы чаще используем групповую деятельность, студенты разбиваются на бригады с назначением бригадира, отвечающего за эффективную работу всех членов своей бригады. Работы вначале выполняются в тетрадях, а затем за компьютерами. Работа бригады считается выполненной, только в том случае, если с заданием справились все члены группы. В ходе выполнения самостоятельной работы студенты должны придти к своим выводам, сравнениям и анализам целесообразности применения информационных технологий в данной области. В конце занятия подводится итоги работы группы, выставляются и мотивируются поурочные баллы. За урок учащиеся получат оценку по математике и информатике
Примерные названия тем интегрированных уроков
математики и информатики.
Рассмотрим какие интегрированные уроки могут разработаны и проведены учителем информатики и учителями – математики:
-
Рисование симметричных фигур в графическом редакторе PAINT, или на языке программирования.
-
Симметрия относительно прямой в графических редакторах.
-
Системы счисления. Перевод чисел из одной системы счисления в другую.
-
Арифметические операции в системах счисления.
-
Вычисление площадей и объемов фигур. (геометрия и стереометрия)
-
Решение линейных уравнений;
-
Решение квадратного уравнения;
-
Решение систем уравнений в среде электронных таблицMicrosoft EXCEL;
-
Решение уравнений высших степеней;
-
Решение транспортной задачи;
-
Вычисление интегралов;
-
Построение графиков функций в среде электронных таблицMicrosoft EXCEL”
-
Решение задач на линейное программирование
Активная работа любого педагога по расширению и углублению интеграции является одним из важных путей комплексного решения проблем обучения и воспитания учащихся, формирование у них способностей к творческим мыслительным операциям.
Литература:
-
Цветкова М.С., Великович Л.С. Информатика и ИКТ. Учебник для нач. и сред. проф. образования. М.: Издательский центр: "Академия ". 2013.-352с.
-
ФГОС по специальности СПО 270802 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений, утвержденного приказом Минобр РФ от 15.04.10. №356
|