ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНИКА ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ИКТ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Михопарова Ольга Валерьевна,
БОУ ЧР СПО «ЧТСГХ» Минобразования Чувашии, г. Чебоксары, Olga_Semenova@bk.ru
Стремительное развитие информационно коммуникационных технологий (ИКТ) и их проникновение во все сферы жизни общества требует не просто повышения уровня компьютерной грамотности выпускников техникума, а формирования информационной компетенции студента. Что обеспечивает равноправное участие специалиста в глобальном информационном сообществе, способствует расширению возможностей трудоустройства, продвижению по службе, улучшению материального благосостояния и, в конечном счете, более динамичному развитию экономики страны.
По новым стандартам образования при овладении профессий у студентов должны формироваться информационно-коммуникационные компетенции. Знания, умения и навыки по информатике, необходимые для изучения других общеобразовательных предметов, для их использования в ходе изучения специальных дисциплин профессионального цикла, в практической деятельности и повседневной жизни. ИКТ компетентность проявляется, прежде всего, в деятельности при решении различных задач, которые могут быть решены с привлечением компьютера, средств телекоммуникаций, Internet и т.д.
На мой взгляд, можно сформулировать три основных аспекта рационального применения Интернет в системе образования РФ:
разработка технологической среды для системы дистанционного или открытого образования
Рассмотрим один из возможных подходов к методическому и программно-техническому построению электронного учебника - гипертекстовый вариант учебного пособия. В настоящее время существует множество различных и, порой, взаимоисключающих мнений по вопросу о том, как должен выглядеть электронный (компьютерный) учебник.
Электронный учебник – это автоматизированная обучающая система, включающая в себя дидактическое, методическое обеспечение, информационно справочные системы, для использования их в процессе самостоятельного изучения учебного материала по соответствующей дисциплине. Необходимо сразу оговориться, что под гипертекстовым учебником (ГУ) будет пониматься обычный по содержанию учебник, представленный в электронном виде для представления в сети Интернет.
В настоящее время создано и успешно применяется несколько десятков программных продуктов, позволяющих эффективно создавать самые сложные современные проекты гражданских и промышленных зданий. САПР AutoCAD, является в настоящее время, наиболее популярной программой автоматизированного проектирования.
Студенты нашего техникума выполняют множество чертежей по строительной специфике в САПР AutoCAD. Работа в программе позволяет студентам выполнять высококачественные чертежи курсовых и дипломных проектов. Умение работать в данной программе является неотъемлемой частью для формирования информационных компетенций и профессионально компетентного студента. Поэтому появилась идея создания учебника именно по изучению программы AutoCAD. К созданию учебника были привлечены и сами студенты.
Обычные учебники в бумажном варианте по изучению данной программы достаточно большие и громоздкие, и тяжелы для понимания непрофессиональному пользователю. Современная молодёжь увлекается информационными технологиями, поэтому им легче, нагляднее и приемлемее учебные материалы в электронном виде.
Электронный учебник помогает студенту достаточно быстро освоить работу с инструментами в программе AutoCAD. Суть её состоит в том, что программа осваивается последовательными шагами в том порядке, в котором пользователю доступнее и легче изложение материала. Начиная с теоретических сведений до контроля своих знаний. Вся информация систематизирована. Учебник построен так, что он вовлекает студента в учебный процесс, делая её максимально понятным и наглядным (слуховая и эмоциональная память, зрительная память).
-
Цели, поставленные перед разработчиками учебника:
-
Компьютерная визуализация учебного материалапо программе AutoCAD;
-
Достигнуть простоты навигации по учебнику, используя ссылки и кнопки;
-
Наглядность материала, удобочитаемость;
-
Системность учебного материала
-
Полнота компонентного состава;
-
Возможность активного,интерактивного освоения учебного материала, а также в дистанционном обучении;
- Функциональность – в комплексе должны достигаться все поставленные цели педагогом;
Всю работу над электронным учебником можно разбить на несколько шагов. На начальном этапе сбор электронного материала из УМК по дисциплине – конспекты лекций, методические указания к практическим работам, к самостоятельной работе, вопросы к зачёту, образцы отчётных работ и т.д.
На следующих этапах создание материала с использованием ИКТ технологий в формате HTML. (MS publish, Word, PowerPoint, FrontPage и т.д.). Представление материала гипертекстового учебника осуществляется с помощью языка разметки текстовых документов HTML и его вариантов, языка программирования JAVA-Script и некоторых других WEB-технологий. В рамках HTML реализуется, в основном, представление необходимой студенту информации в виде, удобном для ее усвоения. Использование JAVA-Script позволяет разнообразить и "оживить" представление Создание системы навигации по учебнику, ссылки, кнопки и т.д.
При чтении лекции преподавателю удобно использовать раздел электронного учебника - теоретические сведения, в результате которой преподноситься большая порция теоретического материала с лучшей степенью усваиваемости.
Разработка комплекса упражнений на умения и навыки. Для усвоения теоретических сведений и формирования умений и навыков работы программе AutoCAD предусмотрены практические работы. Для максимального облегчения понимания, запоминания и самоподготовки предназначены видеоуроки и тренировочные упражнения, где студенты по указаниям чертят геометрические примитивы. Предлагаемые тренировочные упражнения представляют собой файлы с расширением .dwg. Для их успешного выполнения необходимо, чтобы на ПК была установлена программа AutoCAD версии 2006 выше
Данный электронный учебник можно использовать как во время учебных занятий, а так же и для внеаудиторной самостоятельной работы.
Кроме этого, полноценный учебный процесс невозможен без интерактивных средств контроля и обучения. Для закрепления своих умений и навыков предусмотрена самостоятельная работа студента. Задания для самостоятельной работы предложены в 16 вариантах по аналогии чертежам, выполняемых студентами техникума при изучении специальных дисциплин. Многовариантность помогает обеспечивать индивидуальную самостоятельную работу студента в подгруппах. В любой момент работы студент может обратиться к теоретическому материалу по возникшим вопросам. Для наглядности к самостоятельным работам прикреплены образцы чертежей.
Для проверки знаний предлагается выполнить тестирование в программе ADTester, предварительно её необходимо установить.
Преимущества электронного тестирования:
-
Более быстрый и надёжный способ обработки результатов;
-
Экономия времени и сил преподавателя;
-
Возможность более наглядного представления вопросов (схемы, рисунки, диаграммы)
-
Все учащиеся при тестировании находятся в равных условиях, что позволяет объективно сравнить их достижения
Для контроля знаний в тестах использовались вопросы с разной постановкой:
-
С выбором одного правильного ответа;
-
С выбором нескольких правильных ответов;
-
Установка правильной последовательности;
-
Установка соответствий
-
Ввод ответа с клавиатуры
В конце хочется отметить, что на начальном этапе изучения программы AutoCAD применение данного электронного учебника не означает вытеснение педагога из учебного процесса. Он эффективен только при совместной деятельности педагога и студента. Может служить для повторения материала спустя месяцы и годы, и применения её в своей профессиональной деятельности. Всегда под рукой. Данный учебник предназначен для студентов техникума, обучающихся по строительным специальностям. Он используется для выполнения чертежей во время курсового и дипломного проектирования. Учебник может быть полезен для изучения программы AutoCAD любому пользователю.
Создание и использование электронного учебника достаточно интересная и творческая работа. По этой аналогии можно создать электронные учебники по разным учебным дисциплинам, делая учебный процесс более наглядным, интересным, легко воспринимаемым с помощью ИКТ ресурсов и возможностью их использования в дистанционном обучении.
|