Пятница, 16.11.2018, 14:41
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Сайт преподавателя Михопаровой Ольги Валерьевны

Меню сайта
Категории раздела
Презентации к урокам [9]
Разработки уроков [7]
Рабочие програмы [8]
Методические рекомендации по педагогическим технол [5]
Метдические указания к практическим занятиям [3]
Творческие группы педагогов, планы, отчеты [11]
Работы студентов [7]
Методические рекомендации для самостоятельной работы студента [4]
Доклады, статьи [8]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
интернет-сообщество Профобразование
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов

Главная » Файлы » Доклады, статьи

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНИКА ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ИКТ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
21.10.2015, 23:32

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНИКА ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ИКТ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ  СРЕДНЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Михопарова Ольга Валерьевна,

БОУ ЧР СПО «ЧТСГХ» Минобразования Чувашии, г. Чебоксары, Olga_Semenova@bk.ru

 

Стремительное развитие информационно коммуникационных технологий (ИКТ) и их проникновение во все сферы жизни общества требует не просто повышения уровня компьютерной грамотности выпускников техникума, а формирования информационной компетенции студента. Что обеспечивает равноправное участие специалиста в глобальном информационном сообществе, способствует расширению возможностей трудоустройства, продвижению по службе, улучшению материального благосостояния и, в конечном счете, более динамичному развитию экономики страны.

По новым стандартам образования при овладении профессий у студентов должны формироваться информационно-коммуникационные компетенции. Знания, умения и навыки по информатике, необходимые для изучения других общеобразовательных предметов, для их использования в ходе изучения специальных дисциплин профессионального цикла, в практической деятельности и повседневной жизни. ИКТ компетентность проявляется, прежде всего, в деятельности при решении различных задач, которые могут быть решены с привлечением компьютера, средств телекоммуникаций, Internet и т.д.

На мой  взгляд, можно сформулировать три основных аспекта рационального применения Интернет в системе образования РФ:

  • разработка гипертекстовых учебно-методических пособий с учетом реальных технических возможностей студента;

  • разработка лабораторных практикумов удаленного доступа для инженерных специальностей;

разработка технологической среды для системы дистанционного или открытого образования

Рассмотрим один из возможных подходов к методическому и программно-техническому построению электронного учебника - гипертекстовый вариант учебного пособия. В настоящее время существует множество различных и, порой, взаимоисключающих мнений по вопросу о том, как должен выглядеть электронный (компьютерный) учебник.

Электронный учебник – это автоматизированная обучающая система, включающая в себя дидактическое, методическое обеспечение, информационно справочные системы, для использования их в процессе самостоятельного изучения учебного материала по соответствующей дисциплине.  Необходимо сразу оговориться, что под гипертекстовым учебником (ГУ) будет пониматься обычный по содержанию учебник, представленный в электронном виде для представления в сети Интернет.

В настоящее время создано и успешно применяется несколько десятков программных продуктов, позволяющих эффективно создавать самые сложные современные проекты гражданских и промышленных зданий. САПР AutoCAD, является в настоящее время, наиболее популярной программой автоматизированного проектирования.

Студенты нашего техникума выполняют множество чертежей по строительной специфике в САПР AutoCAD.  Работа в программе позволяет студентам выполнять высококачественные чертежи курсовых и дипломных проектов. Умение работать в данной программе является неотъемлемой частью для формирования информационных компетенций и  профессионально компетентного студента. Поэтому появилась идея создания учебника именно по изучению программы AutoCAD. К созданию учебника были привлечены и сами студенты.

Обычные учебники в бумажном варианте по изучению данной программы достаточно большие и громоздкие, и тяжелы для понимания непрофессиональному пользователю. Современная молодёжь увлекается информационными технологиями, поэтому им легче, нагляднее и приемлемее  учебные материалы в электронном виде.

   Электронный учебник помогает студенту достаточно быстро освоить работу с инструментами в программе AutoCAD.  Суть её состоит в том, что программа осваивается последовательными шагами в том порядке, в котором пользователю доступнее и легче изложение материала. Начиная с теоретических сведений до контроля своих знаний. Вся информация систематизирована.  Учебник построен так, что он вовлекает студента в учебный процесс, делая её максимально понятным и наглядным (слуховая и эмоциональная память, зрительная память).

  • Цели, поставленные перед разработчиками учебника:

  • Компьютерная визуализация учебного материалапо программе AutoCAD;

  • Достигнуть простоты навигации по учебнику, используя ссылки и кнопки;

  • Наглядность материала, удобочитаемость;

  • Системность учебного материала

  • Полнота компонентного состава;

  • Возможность активного,интерактивного освоения учебного материала, а также в дистанционном обучении;

  • Функциональность – в комплексе должны достигаться все поставленные цели педагогом;

Всю работу над электронным учебником можно разбить на несколько шагов. На начальном этапе сбор электронного материала из УМК по дисциплине – конспекты лекций, методические указания к практическим работам, к самостоятельной работе, вопросы к зачёту, образцы отчётных работ  и т.д.

На следующих этапах создание материала с использованием ИКТ технологий в формате HTML. (MS publish, Word, PowerPoint, FrontPage           и т.д.). Представление материала гипертекстового учебника осуществляется с помощью языка разметки текстовых документов HTML и его вариантов, языка программирования JAVA-Script и некоторых других WEB-технологий. В рамках HTML реализуется, в основном, представление необходимой студенту информации в виде, удобном для ее усвоения. Использование JAVA-Script позволяет разнообразить и "оживить" представление Создание системы навигации по учебнику, ссылки, кнопки и т.д.

При чтении лекции преподавателю удобно использовать раздел электронного учебника - теоретические  сведения, в результате которой преподноситься большая порция теоретического материала с лучшей степенью усваиваемости.

Разработка комплекса упражнений на умения и навыки. Для усвоения теоретических сведений и формирования умений и навыков работы программе AutoCAD предусмотрены практические работы. Для  максимального облегчения понимания, запоминания и самоподготовки предназначены видеоуроки и тренировочные упражнения, где  студенты по указаниям чертят геометрические примитивы.    Предлагаемые тренировочные упражнения  представляют собой файлы с расширением .dwg. Для их успешного выполнения необходимо, чтобы на ПК была установлена программа AutoCAD версии  2006 выше

 Данный электронный учебник можно использовать как во время учебных занятий, а так же и для внеаудиторной самостоятельной работы.

  Кроме этого, полноценный учебный процесс невозможен без интерактивных средств контроля и обучения.   Для закрепления своих умений и навыков предусмотрена самостоятельная работа студента. Задания для самостоятельной работы предложены в 16 вариантах по аналогии чертежам, выполняемых студентами техникума при изучении специальных дисциплин.  Многовариантность  помогает обеспечивать индивидуальную самостоятельную работу  студента в подгруппах. В любой момент работы студент может обратиться  к теоретическому материалу по возникшим вопросам. Для наглядности к самостоятельным работам прикреплены образцы  чертежей.

    Для проверки знаний предлагается выполнить тестирование в программе ADTester, предварительно её необходимо установить.

Преимущества электронного тестирования:

  • Более быстрый и надёжный способ обработки результатов;

  • Экономия времени и сил преподавателя;

  • Возможность более наглядного представления вопросов (схемы, рисунки, диаграммы)

  • Все учащиеся при тестировании находятся в равных условиях, что позволяет объективно сравнить их достижения

    Для контроля знаний в тестах использовались вопросы с разной постановкой:

  • С выбором одного правильного ответа;

  • С выбором нескольких правильных ответов;

  • Установка правильной последовательности;

  • Установка соответствий

  • Ввод ответа с клавиатуры

    В конце хочется отметить, что на начальном этапе изучения программы AutoCAD применение данного электронного учебника не означает вытеснение педагога из учебного процесса. Он эффективен только при совместной деятельности педагога и студента.  Может служить для повторения материала спустя  месяцы и годы, и применения её в своей профессиональной деятельности. Всегда под рукой.  Данный учебник предназначен для студентов техникума, обучающихся по строительным  специальностям. Он используется для выполнения чертежей во время курсового и дипломного проектирования. Учебник может быть полезен для изучения программы AutoCAD любому пользователю.

     Создание и использование электронного учебника достаточно интересная и творческая работа. По этой аналогии можно создать электронные учебники по разным учебным   дисциплинам, делая учебный процесс более наглядным, интересным, легко воспринимаемым с помощью ИКТ ресурсов и возможностью их использования в дистанционном обучении.

Категория: Доклады, статьи | Добавил: Sova
Просмотров: 204 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: