Пятница, 16.11.2018, 15:36
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Сайт преподавателя Михопаровой Ольги Валерьевны

Меню сайта
Категории раздела
Презентации к урокам [9]
Разработки уроков [7]
Рабочие програмы [8]
Методические рекомендации по педагогическим технол [5]
Метдические указания к практическим занятиям [3]
Творческие группы педагогов, планы, отчеты [11]
Работы студентов [7]
Методические рекомендации для самостоятельной работы студента [4]
Доклады, статьи [8]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
интернет-сообщество Профобразование
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов

Главная » Файлы » Доклады, статьи

Формирование информационных компетенций для умения использовать информационные технологии на занятиях спецдисциплин преподавателями ИТ в ПД
[ Скачать с сервера (2.26 Mb) ] 21.10.2015, 23:00

ДОКЛАД

«Формирование информационных компетенций для умения использовать информационные технологии на занятиях спецдисциплин преподавателями ИТ в ПД»

Место выступления: на педсовете 2012 г.

  1. Введение

Сегодня актуальна фраза: “Кто владеет информацией, тот владеет миром”

Владение информацией, способами ее получения, обработки и использования -  необходимое условие успешного вхождения человека в современное общество. Именно поэтому информационная компетентность сегодня отнесена к разряду ключевых,  а создание условий для становления информационной компетентности у студентов становится одной из приоритетных задач.

Стремительное развитие информационно коммуникационных технологий (ИКТ) и их проникновение во все сферы жизни общества требует не просто повышения уровня компьютерной грамотности выпускников техникума, а формирования информационной компетенции студента, что обеспечивает равноправное участие специалиста в глобальном информационном сообществе, способствует расширению возможностей трудоустройства, продвижению по службе, улучшению материального благосостояния и, в конечном счете, более динамичному развитию экономики страны.

Что такое информационная компетенция?

Информационная компетенция включает поиск, анализ и отбор необходимой информации, её преобразование, сохранение и передача; владение современными информационными технологиями.

Информационная компетентность (готовность к использованию информационных ресурсов) основанная на информационных компетенциях, как и другие, включает освоение опыта деятельности  на основе эмоционально-ценностностной ориентации личности. В научно-педагогической литературе информационная компетентность студента (ее не следует путать с компетентностью исключительно в области того, что называют современными информационно-коммуникационными технологиями, т.е. с ИКТ-компетентностью) рассмаривается как интегративное качество личности, включающее знания,  умения, навыки информационной деятельности и ценностное отношение к ней.

Компоненты (набор) способов деятельности информационных компетенций: способность  использовать информационные технологии.

Характеристики человека, модель выпускника,  (т.е. список качеств необходимых иметь выпускнику):умеет использовать информационные технологии  в своей деятельности

Сегодня необходим высокий уровень профессиональной квалификации специалистов, что выдвигает на первый план задачи повышения качества подготовки выпускника и обеспечения его конкурентоспособности.

Основой формирования всех компетенций являются профессиональные знания. Для достижения информационной компетенции студент должен обладать широким кругозором, общетехнической образованностью, владением информационными технологиями, выходящими за рамки требований государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования к уровню профессиональной готовности выпускника.

 Этапы и структурная модель формирования признаков информационной компетентности.

На первом этапе при изучении дисциплин «Информатика» и «Информационные технологии в ПД» происходит формирование у студента четких устойчивых понятий о роли и месте информационных технологий в учебном процессе, т.е. закладывается основа информационной грамотности.

 На втором этапе студенты обучаются принципам работы в системах автоматизированного проектирования.

На третьем этапе происходит становление ИК в процессе проектной деятельности по выполнению чертёжных документаций в  системах автоматизированного проектирования. В течение заключительного этапа студенты разрабатывают дипломный проект с использованием систем автоматизированного проектирования, и осуществляется экспертная оценка сформированности ИК.

Структурная модель ИК состоит из двух блоков: информационной функциональной грамотности и информационной профессиональной компетентности.

  • Информационная функциональная грамотность включает в себя базовые знания в области информационных технологий, необходимых для дальнейшего обучения в вузе.

  • Информационная профессиональная компетентность - это интегральное свойство личности, характеризующее его стремление и готовность реализовать свой потенциал (знания, умения, опыт, личностные качества) в области информационных технологий для успешной творческой профессиональной деятельности, иметь устойчивую мотивацию к самообразованию в области информационных технологий, а также готовность к осознанию социальной значимости и личной ответственности за результаты своей информационной деятельности.

Для формирования и развития информационной компетенции студента преподавание большинства дисциплин Общепрофессионального и Специального циклов основных образовательных программ (ООП) указанных специальностей должно идти с использованием соответствующих компьютерных пакетов прикладных программ, широким применением информационных технологий при проведении практических и лабораторных занятий.

Спецдисциплины на которых используются  знания и умения,   полученные на дисциплине информационные технологии в ПД,  специальность 270103:

  1. Технология и организация строительного производства ТОСП (курсовая работа)

  2. САПР ТОСП

  3. САПР ПСД (составление локальной сметы)

  4. Архитектурная часть дипломного проектирования

  5. Сметная часть дипломного проектирования

Органично встроенные в основную образовательную программу специальностей связи дополнительные курсы информационных технологий разной направленности помогают студенту свободнее ориентироваться в информационном пространстве. Овладев инструментом и умением грамотно использовать информацию, студент становится не просто субъектом образовательного процесса, но исследователем, умеющим самостоятельно и творчески выявлять и решать достаточно широкий круг задач.

  1. Формирование информационных компетенций на уроках ИТ

    В процессе изучения дисциплин ИТ в ПД студент должен владеть следующими видами информационной деятельности:

  2. Использование в качестве источника знаний различных электронных документов и изданий, образовательных мультимедийных продуктов;

  3. Изучение материала с помощью электронного учебника и различных типов компьютерных программ учебного назначения;

  4. Поиск информации в электронных справочных изданиях, в сети Интернет, электронных базах и банках данных. Поиск нормативных документов в справочно-правовых программах типа СПС Гарант;

  5. Подготовка и оформление с помощью прикладных программ общего назначения результатов самостоятельной работы в ходе учебной и научно-познавательной деятельности. (пояснительные записки к курсовым и дипломным работам, рефераты, проектные и творческие работы и т.д.);

  6. Подготовка и представление  публичного выступления в виде презентации;

  7. Выполнение строительных чертежей в САПР;

  8. Составление локальных смет с использованием Smeta.ru  

Для формирования информационной компетентции студентов преподаватели образовательных учреждений должны сами обладать информационной культурой, уметь квалифицированно выбирать и применять именно те информационные технологии, которые в полной мере соответствуют содержанию и целям изучения конкретной дисциплины, способствуют гармоничному развитию студентов с учетом их индивидуальных особенностей.

  1. Андреев А.Л. Компетентностная парадигма в образовании:опыт филосовско-методологического анализа. // Педагогика, 2005г. №4.
  2. Источники из интернета

Так как современные реалии диктуют переход к информационному обществу, преподавателям специальных дисциплин необходимо подготовить специалиста, готового войти в это общество. Главная цель информатизации образования состоит «в подготовке обучаемых к полноценному и эффективному участию в бытовой, общественной и профессиональной областях жизнедеятельности в условиях информационного общества».

Преподавателям специальных дисциплин таких направлений, как экономика, строительство, градостроительный кадастр, водоснабжение и водоотведение желательно использование на своих занятиях профессионально ориентированных пакетов прикладных программ. Используя программы ArchiCad, AutoCAD, Компас, где можно автоматизировать выполнение различных чертежей (планы этажей, разрезы, и т.д.) Для создания смет используют программу Smeta.ru. Многие преподаватели нашего техникума знакомятся с такими программами, осваивают их и пытаются применять некоторые возможности вышеперечисленных пакетов при проведении практических работ.

Таким образом, ключевые характеристики информационной компетенции выпускника студента достигаются в течение всего периода обучения при комплексном, взаимоувязанном по времени и целям обучении студентов владению специализированными пакетами прикладных программ в рамках основной образовательной программы.

 

Категория: Доклады, статьи | Добавил: Sova
Просмотров: 407 | Загрузок: 4 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: